Главная » Статьи » Взгляд со стороны...

Повесть о падающих яблоках. Отзыв.

 

                          Отзыв на презентацию книги "Повесть о падающих яблоках"

   Когда мы читаем стихи или прозу полюбившегося нам автора, возникает вполне естественное желание поближе познакомиться с его жизнью, интересами, взглядами. Нам хочется, разумеется, если это возможно, увидеть его, пообщаться, понять каков он. Почему именно эти, а не какие-то другие темы близки ему и становятся основой творчества. Уверена, редкий поэт, писатель, художник, композитор хотя бы частично не отражал в произведениях свою жизнь, характер, мировоззрение, боль или радость.

"В каждом образе, несомненно, есть частичка меня", –  говорит о себе Людмила Шарга, творчество которой отличается необычностью художественного приёма, часто уводящего читателя в неизведанные миры чего-то потустороннего, сказочного. Ведь мы привыкли жить, как дышать и подчас, забывая о мимолетности бытия, превращаем жизнь в обыденность, не замечая волшебства ежеминутного мига, приносящего нам красоту тихо падающего снега, нити дождя, соединяющие небо с землей или яркости напоенного летним солнцем осеннего листа, упавшего к нашим ногам.

Людмила, к счастью для себя и для нас, обладает умением не только слушать и смотреть, но что значительно важнее, слышать и видеть. Человек она приветливый, тактичный и внешне очень сдержанный. Есть в её облике какая-то загадочность и таинственность, не позволяющая переступить определенную грань общения. Она не любит пустых разговоров о литературе и обобщений сродни "литература умерла". Не переносит пошлости, искусственности, массовости. Субъективно относится к разного рода конкурсам и поэтическим соревнованиям, считая, что само по себе творчество подобно цветовой гамме палитры. Ведь нельзя сказать, что красный цвет лучше белого или важнее чёрного. Через конкурсы и фестивали можно пройти только раз, чтобы понять  –   это не твое. Она сторонится тех, кто всегда "знает, как надо". Постоянно живя на грани, Людмила знает, что стихи и жизнь одно целое. Они не приходят по расписанию и уж конечно, их не пишут тогда, когда есть время. Строки могут придти в любой миг, либо долгое время не приходить вовсе.

В стенах клуба Хеседа Людмила выступала уже не однажды, вызывая искренний интерес неизменно заполненного зала. На этот раз в содружестве с артисткой филармонии и близким другом Еленой Кукловой, ока пришла представить свою новую книгу «Повесть о падающих яблоках". С детства мы привыкли относиться к книгам, как к живым существам, которые можно погладить, послушать тихий шорох страниц и перелистывая, заглянуть в любую из них. Эта книга не такая. Эта книга электронная, и обусловлено её появление тем, что нынче печатные тиражи невелики, а времени на чтение практически кет. Люди живут на неслыханых скоростях, и лучший способ найти своего читателя  –  это почти вездесущий сегодня интернет. Эта электронная книга уже вторая. Первая "Рукой подать" была полностью посвящена поэзии. В сети обе они появились благодаря петербуржцу Н.Мурашову.

Вполне естественно, у читателей может возникнуть вопрос: почему яблоки? Ответ дает автор в своем вступлении к книге. Прежде всего, яблоня любимое дерево Люды; она считает его главным в мире. Задумывалась «Книга Яблок» давно. Долго писалась и так осталась неоконченной. Зато родилась новая, представленная в этот день. Автор сравнивает нас с яблоками на ветвях деревьев. У каждого своя судьба –  кому цветком опасть, кому завязью, кого ветер сорвёт, кого червоточина тронет, а кто-то, дождавшись зрелости, упадёт в траву, и из семечек новая поросль поднимется и продолжит жизнь на земле. Есть ведь у яблок и своя многовековая интереснейшая история. Это молодильные яблоки из сказок, эллинское яблоко раздора. Оно дало уникальное открытие, упав на голову Ньютона, и первым деревом, посаженым переселенцами в Америке тоже была яблоня; плод которой стал символом Нью-Йорка. Оно незримо присутствует в названиях многих плодов разных стран: яблоко-апельсин, яблоко-картофель, золотое яблоко. Оно стало символом любви, молодости, бессмертия, познания и власти. Оно было на земле раньше нас и будет после.

История с яблоками началась для Людмилы очень давно, еще в детстве, когда собственно и был сделан первый осознанный жизненный шаг на грани. Российская глубинка. Люде было всего три года, когда отца направили на работу в новую сельскую школу. Дом, стоящий на тропинке, разделяющей вишнёвый и яблоневые сады. По ней был сделан первый шаг по дороге в школу, и по ней же она однажды ушла из дома в другую жизнь. А до тех пор было окно, выходящее в яблоневый сад, и девочка слушала, как гулко падали яблоки в ночную мягкую траву. Это пространство с садом и высоким звёздным небом, принадлежавшее только ей, получило название «Королевство Высокой травы».

"... Медовый воздух будто загустел, и яблоки в садах ночами падают". Прошли годы и родилась книга рассказов и повестей о человеческих судьбах, усвоенных и неусвоенных уроках жизни и умении любить не за что-то, а вопреки.

"Мне не изжить восторженность мою/И детскую, по сути, беззащитность…» — говорит в одном из стихотворений о себе Людмила Шарга. В «Путевых заметках» автор открывает свою трепетную, легкоранимую и глубоко чувствующую душу. Заметки, которые можно смело назвать поэтической прозой. В них Людмила делится с нами самым близким, наболевшим, тем, что приводит её в состояние тихого созерцания и поклонения или бессильной беспомощности перед непонятным ей варварством. Первая из них посвящена Одессе. "Ведь бывает иногда, нас выбирают города". Чувствуя себя одесситкой по духу, глядя из вагона на одесские развалины, Людмила сравнивает их с развалинами Корсуни и Пантикапея и вдруг понимает, что они совсем разные; прикоснувшись к тем развалинам, можно ощутить в древнем камне многовековую энергию солнца. Эти руины несут в себе гармонию живших здесь когда-то людей. А нашу романтичную красавицу никто не бережёт, безжалостно и бездумно разрушая ее хрупкую красоту, "В тысячный раз спрашиваю себя: неужели эти жуткие, заброшенные останки зданий – тоже Одесса?..."

Подарки бывают разные. Дорогими, памятными, бесполезными. А бывают такими, о которых невозможно забыть до конца дней. Именно такой подарок и получила Людмила от друзей, –  сумасшедшую по её словам, московскую осень. "Мне тягостно явление весны, и летом я себя, увы, не слышу,/ по счастью я лишь осенью пою". Вагонное безвременье. Здесь свои законы. На душе немного тревожно и "крылато". Можно легко говорить с незнакомцами о самом трудном, думать, писать, смотреть в заоконье. Вдруг совсем неожиданно возникает ностальгическая грусть при виде прозрачно трепещущей на ветру золотой берёзовой рощицы на пригорке. И понимаешь, что ностальгия  –  это вовсе не блажь героини сентиментального романа, а состояние души. Она напоминает горьковатый привкус осени. Поездка в русскую осень для Людмилы "это несколько теплых и дождливых дней, стихи, таинственная тишина театрального зала, палая листва и туманное серебро декораций перед началом "Осенней сонаты" И.Бергмана в "Современнике", встречи, расставания, маленькая речка Яуза за домом, самым тёплым и уютным в Москве".

А вот и третья заметка, посвящённая маленькому городку под Калугой  – Тарусе, который уже много лет хранит память о выдающихся людях, живших в нём. На перепутье окских ветров стоит подобно тонкой свечке памятник неповторимому поэту Марине Цветаевой, каменные волны ступеней которого омывает её босоногость. Совсем недавно был поставлен памятник Константину Паустовскому. К этому хочется прикоснуться душой и молча постоять перед открывающимся простором "где синь небесная стекает в тёмную прохладную тревогу Оки". Хочется глубоко вдохнуть напоённый осенью крепкий и прозрачный воздух, полюбоваться пустынными тарусскими улицами, деревянными, в резных наличниках-кокошниках окнами и, конечно же, котами на завалинках, один из которых хоть и откликнулся на зов, но есть предложенный пряник не стал.  Негоже хищника кормить чем попало.

В доме Марины Цветаевой Людмилу привлекло потемневшее от времени зеркало, вобравшее в себя отражения всех живущих здесь когда-то. Конец одного из переулков у реки Таруски привёл  к дому Паустовского, недавно ставшего музеем. Однако в это трудно поверить. Яркий осенний сад, заполненный веселым разноцветьем астр, куст калины под окном, золотое свечение осенней листвы, непередаваемое ощущение того, что вот сейчас отворится дверь и выйдет немного уставший, обретший покой в маленьком провинциальном городке Странник. В доме скромность сродни аскетизму. Много воздуха, простоты и над всем этим витает особый дух жившего здесь человека и оставившего добрый, светлый след на земле.

 Внезапно обрушившийся снегопад превращает всё в зимнюю сказку, из которой скорый поезд увозит в осеннюю сказку Одессы, где идёт дождь и "По Пушкинской стекает платановое золото, смешанное с дождевой водой, стекает под ноги пешеходов, а они не замечают – привыкли...".

Если в лирико-поэтических путевых заметках автор передает своё душевное состояние, то в рассказе "Ангел по вызову" Людмила представляет отличительную черту своего творчества – необычность, а порой просто умышленную недоговорённостъ, оставляя читателю его право самому ответить на вопросы "что потом и что дальше".

На стихи Л.Шарга московский бард А.Петров написал несколько песен. Это, конечно же, песни о нашем городе, из которого сбежать невозможно. "Признаюсь, без города этого я просто уже не смогу", – понимает поэт. Здесь каждую чайку она знает по имени, нагнувшись, гладит набежавшую морскую волну. Здесь знакомы улицы, переулки, лица людей, а по ночам будит тревожный голос маяка. Среди песен есть и "немеркнущая Визбора звезда", посвященная барду эпохи. Они лиричны, созерцательно-раздумчивы, наполнены искренним теплом и любовью.

Четыре года назад Людмила, мечтая о сайте-гостиной, стала руководителем гостиной "Дилижанс". Был совместный проект с литературным кафе "Мастер и Маргарита". Пути "Дилижанса" измеряются не милями и вёрстами, а поэзией, музыкой, живописью и остановками, на которых были встречи, посвящённые А.Блоку, Н.Гумилеву, М.Булгакову. Была здесь встреча-вечер "Другие песни об Одессе" с участием барда А.Петрова и несколько встреч из цикла "Остановка по требованию сердца", среди которых и недавно состоявшаяся презентация международной литературно-публицистической газеты "Интеллигент-Москва", вызвавшая немалый интерес среди читателей. В одном из последних номеров этой газеты было опубликовано интервью с Людмилой Шарга, взятое талантливым поэтом) живущим ныне в Америке Верой Зубаревой, которая не однажды представляла свои книги в клубе Хеседа, Именно оно, и авторское выступление перед нашими гостями легли в основу этой статьи, в которой автор постарался по возможности немного расширить знакомство с творчеством и жизненной позицией необычного, талантливого поэта, прозаика и очень интересного человека.

В нашей жизни немаловажную роль играют те, кто окружает нас, кто близок нам по духу и, несмотря на различия характеров, темпераментов, увлечений и творческих направлений, всегда поймёт тебя с полуслова, с полувзгляда, и в нужную минуту станет рядом. Ярким примером тому в данном случае стало содружество Людмилы Шарга, Елены Кукловой и Веры Зубаревой.

Когда однажды и навсегда заболевшую стихами Людмилу спросили, что для неё поэзия, задумавшись на мгновение, она ответила:" Трудно говорить о таком... Возможно это отражение души, мироощущение, потребность гармонии... Поэзия... Ею можно дышать и нельзя надышаться, в каждой строчке заключен мир, Вселенная".

Евгения ЛУКЬЯНОВА

Газета "Доброе дело" №85 октябрь 2013г.

Категория: Взгляд со стороны... | Добавил: Charga (01.05.2014)
Просмотров: 357
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]