Главная » 2014 » Май » 1 » Лекарство от амнезии
17:34
Лекарство от амнезии

Одесская киностудия…
Под звон корабельных склянок всплывает на синь-синеве маленький золотистый кораблик с поднятыми парусами.
Кто из нас не знает этого маленького чуда, за которым следовало чудо большое: кино.
Если просто перечислить все фильмы, которые сняты здесь, то это займёт уйму  времени, а уж, чтобы пересмотреть их – и подавно.
Одним из первых, в фильмотеке на сайте киностудии стоит чёрно-белый немой фильм «Позабудь про камин, в нём погасли огни» с Верой Холодной в главной роли. Снят в ноябре 1917 года.
И как хотелось бы поговорить об этом уникальном явлении – о чёрно-белом немом кино, о печальноокой и прекрасной  Королеве – Вере Холодной…
Но речь пойдёт о другом и другом же фильме.
   В шестидесятом году здесь был снят фильм «Жажда». История, рассказанная в фильме, имела место быть в реальности: Григорий Поженян – поэт, писатель, сценарист, режиссёр, актёр и участник Великой Отечественной войны написал сценарий к фильму. Ему, морскому пехотинцу, довелось принимать участие в битве за водонапорную башню.
Тот, кто хоть немного знает, что значит питьевая вода для Одессы, поймёт, что это была битва за жизнь. Не нужно быть венецианским купцом и путешественником Марко Поло, достаточно пожить в Одессе, чтобы понять, что «самое ценное и прекрасное на свете – вода». Своей воды в городе нет.
И прожив в центре города почти четверть века, я перестала относить к легендам одну из версий происхождения  названия города.
«Асседо?» - переспросила Екатерина II, когда узнала, что место, где сейчас расположена Одесса, было названо так от греческой фразы, означающей «нет воды». Великая императрица в корне не согласилась с этим утверждением, увидев собственными глазами Черное море, и приказала всем подданным отныне именовать эту местность не иначе как «Одесса» («асседо» наоборот). Воды – достаточно.
   Недалеко от Одессы есть памятник со странным, на первый взгляд, названием: памятник водокачке.
Это в память о той самой битве…
После войны Григорий Поженян приехал  в  места, где проходили бои, и на  обелиске в память погибших морских пехотинцев обнаружил и свою фамилию. Это и послужило толчком к написанию сценария. В одной из программ «Кинопанорамы» он подробно рассказал об этом.
Почему я так подробно обо всём этом пишу? Потому, что есть события, которые по прошествии лет  забывать нельзя.
Но день сегодняшний говорит о странной забывчивости некоторых индивидуумов.
Одним из них по роду занимаемых высоких постов забывчивость противопоказана:
noblesse oblige, как говорится.
Другим…
Другим просто хочется шепнуть на ушко одно только слово: Холокост. Да-да, не крикнуть, а именно шепнуть. Неужто, кровь не отзовётся на это страшное слово?
Вот и выходит, что  не только «иваны»  родства своего не помнят.
Впрочем, если углубиться в дебри ономастики и проследить этимологию имени Иван, то
можно увидеть отнюдь не русское происхождение имени.
А если серьёзно, то давным-давно уже стало понятно, что с лёгкой руки таких вот «иванов,  родства не помнящих» и происходят события, мягко говоря, довольно странные.
Но вернёмся в сегодняшнюю Одессу.

В город-герой Одессу, который 10 апреля 2012 года  отпраздновал 68-ю годовщину своего освобождения от немецко-фашистских захватчиков.
907 дней длилась оккупация. И всё это время шла борьба за право жить в своём городе, на своей земле, в свободной стране.
 Более 153 000 одесситов и жителей области погибло на  фронтах Великой Отечественной...
 Более 80 000 мирных граждан погибло во время военных действий и от рук предателей.
   Нынешняя весна выдалась холодной, но в день освобождения Одессы солнце светило ярко, и ни облачка не было на чистом синем небе.
И были цветы, и улыбки, и здравицы в честь тех, кто выжил и дожил до дней сегодняшних. И гордо чеканили шаг по улице Ленина ( нынешней Ришельевской) участники  реконструкции боя за освобождение Одессы, в которой  приняли участие более 430 человек из пяти стран – Украины, России, Беларуси, Румынии, Израиля.
А 12 апреля на Одесской киностудии прошла встреча …активистов партии «Свобода».
Соответствующие лозунги звучали у входа в зал киностудии, руководство которой любезно предоставило помещение для встречи профашистской партии.
Правда, одесситы так просто с этим не смирились, и у киностудии ещё с утра начали собираться люди. Лидер молодежной общественной организации «Колокол» Антон Давидченко пообещал инициировать обращение к губернатору с просьбой снять директора киностудии с должности. «Здесь многие одесситы выходили и защищали киностудию, чтобы ее не продали, а киностудия себя ведет по отношению к одесситам наплевательски. Они наплевали в душу одесситам, и я буду инициировать перед губернатором вопрос об увольнении директора киностудии».
   В сотый раз спрашиваю себя, не сон ли это? Эти события происходят …в Одессе?
И с горечью осознаю – нет, не сон. И – таки-да, в Одессе.
А что же городские власти, спросите вы, ведь без их разрешения подобное мероприятие вряд ли состоялось бы.
Вопрос этот, очевидно, пополнит список ему подобных, кои принято относить к риторическим – слишком часто их задают одесситы в последнее время. А ответы на такие вопросы кроются в самих вопросах. Ведь по сути, риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности, ибо он, этот самый вопрос, подразумевает ответ.
Такая она хитроумная, эта наука –  риторика.
    Среди арсенала пикетчиков у стен одесской киностудии были плакаты  и лозунги антифашистского содержания и … чеснок со  святой  водой.
Ну что ж, в наше смутное время для борьбы с разного рода нечистью все средства хороши.
Уж и не знаю, что помогло больше: вода ли святая, чеснок ли, а только пришлось лидеру «Свободы» окольными путями в зал пробираться, с чёрного хода то бишь.
История знавала немало примеров, когда в неё входили по парадной лестнице – со всей, присущей этому моменту помпезностью, а выходили, спасая свою шкуру, вот так: по-чёрному.
Но времена меняются, и входить куда-либо с чёрного хода теперь стало нормой, и ничего зазорного в этом входящие не видят. Главное – войти, а там уж…

   Но факт остаётся фактом: спустя 68 лет после освобождения Одессы, в дни празднования этого исторического, не побоюсь пафосного этого слова, события, по одесским мостовым идут последователи тех, кого называли «коричневой чумой» и «нечистью». Идут, чувствуя себя свободно и смело.
А почему бы и нет, собственно…
Во многих городах Украины им отказали в проведении встречи, а толерантная ( вот какое слово хорошее) Одесса гостеприимно распахнула двери кинозала своей киностудии.
    "Кто не помнит прошлого, тот не имеет будущего". Это изречение приписывается Абу-ль-Фараджу, сирийскому церковному деятелю, писателю, учёному-энциклопедисту, жившему в  тринадцатом веке.
Может, оттого и живём мы так – без будущего –  что страдаем этой странной забывчивостью.
И ни положение помнить не обязывает, ни должность.
Разве что…кровь…
Самое верное, самое древнее и увы, единственное лекарство от подобного рода амнезии.
Не приведи, Господи, только воспользоваться им...
P.S. Исключительно для тех, кто пытается мне напомнить о том, что в застенках НКВД погибло людей не меньше.
Не меньше, и я не пытаюсь оспаривать этот факт. И мне больно и горько, как и любому, кто читает открывшиеся сегодня свидетельства о страшных преступлениях против своего же народа.
Пишу я о несколько ином...
И благодарна тому, кто поймёт, о чём.
С уважением, автор.

Просмотров: 481 | Добавил: Charga